Катамараны
Надувные катамараны, – популярное плавательное средство для туристических путешествий, и проведения спортивных сплавов по горным рекам различной категории сложности.

Различается три основных вида надувных катамаранов, – спортивные, служащие для проведения категорийных сплавов по сложным горным рекам, и туристические, которые позволяют совершать длительные водные путешествия и парусные катамараны служащие для путешествий под парусом.

Туристические катамараны
Выпускаются вместимостью не менее двух человек, и водоизмещением от полутора тонн и более, длина туристических катамаранов от четырех, до шести метров, но, некоторые компании, выпускают и морские надувные катамараны с длиной баллонов семь метров, и водоизмещением более пяти тонн, что позволяет совершать на них длительные морские путешествия используя парус и подвесной мотор большой мощности.

Установка мотора на надувной туристический катамаран, производится с помощью навесного транца, который крепится к раме катамарана, при этом, допустимая мощность устанавливаемого мотора на катамаранах без жесткой палубы не должна превышать 10 л.с, а при использовании жесткой палубы, и больших размерах катамарана, возможна установка мотора мощностью до 30 л.с

Спортивные катамараны

Служат для проведения категорийных сплавов по сложным участкам горных рек, пассажировместимость таких катамаранов, как правило, не превышает четырех человек, а в качестве средства передвижения допустимо только использование специальных широких сплавных весел.

Установка подвесного мотора и парусного оборудования на этот тип катамаранов невозможен.

Парусные катамараны
Предназначены для путешествий под парусом, однако, в качестве вспомогательного двигателя всегда используются подвесные лодочные моторы небольшой мощности, позволяющие продолжать путешествие при полном отсутствии ветра, либо, при попадании в критическую ситуацию.

Парусные катамараны обладают хорошей мореходностью, и могут нести один, или несколько парусов, количество экипажа на парусных надувных катамаранах, как правило не превышает четырех человек, а для продолжительных путешествий, на катамаране может устанавливаться небольшая, герметичная каюта, позволяющая отдыхать части экипажа во время продолжительного перехода.

Кроме разделения по целевому назначению, катамараны всех видов подразделяются по конструкционным особенностям баллонов:

Банан
Наиболее распространенная и популярная форма баллона, позволяющая получить наилучшие ходовые качества, и обладающая самым оптимальным набором характеристик, для использования в качестве движителя подвесного мотора, заднюю часть баллона часто делают в форме подкаяченной кормы, которая позволяет получить лучшую управляемость, а также не позволят сильно зарываться в воду кормовой части катамарана, несущего при использовании подвесного мотора максимальную нагрузку.

Верблюд
Эта форма баллона в виде банана, но имеющая вырезы (углубления) для одного, или двух гребцов, которые позволяют получить лучшую остойчивость, за счет уменьшения высоты центра тяжести катамарана, а также, позволяющего уменьшить расстояние до водной поверхности, что способствует увеличению эффективности гребцов.

Форма баллонов верблюд, в свою очередь подразделяется на два основных типа – нормальный верблюд, и псевдо верблюд, но в целом, они имеют незначительные конструкционные отличия.

Сигара
Этот тип баллона, похожий на вытянутую сигару с заостренными концами, используется исключительно на парусных катамаранах, и позволяет получить максимальную скорость и хорошую мореходность, однако, из-за конструктивных особенностей, водоизмещение таких баллонов невелико по сравнению другими типами баллонов.

Кроме этого, все надувные катамараны подразделяются на два основных типа:

Монобалонные катамараны
Эти катамараны с баллонами высокого давления не имеют разделительных отсеков внутри баллона, и не имеют внешней обшивки, для производства таких катамаранов используется специальная ткань, с плотностью не менее 900 гр/м2, которая позволяет достойно сопротивляться воздействию гидравлических ударов, а отсутствие дополнительной внешней обшивки, облегчает общий вес катамарана.

Катамараны с несколькими баллонами
Этот наиболее распространенный тип катамаранов имеет внешнюю обшивку из прорезиненной ткани с плотностью не менее 400 г/м2, внутри которой, размещается два, а некоторых случаях и три герметичных баллона из водонепроницаемой, прорезиненной ткани. Стоит отметить, что внутренние баллоны соединены между собой воздухопроницаемой перемычкой, которая не только позволяет равномерно надувать баллоны, но и в случае пробивки обшивки катамарана, играет роль перепускного клапана, позволяющего поддерживать давление в пробитом баллоне.

Внешняя обшивка таких катамаранов играет чрезвычайно важную роль, и служит хорошей защитой от проколов, а также, от гидравлических ударов, и ударов об камни.

Однако, при путешествиях в жаркую погоду, необходимо тщательно следить за давлением воздуха в баллонах катамарана, а при необходимости производить выпуск избыточного давления нагретого воздуха, которое может привести к разрыву внутреннего баллона.

Рамы надувного катамарана

Все надувные катамараны, независимо от типа и назначения оснащаются рамами, также подразделяющимися на несколько основных видов.

Алюминиевая рама с жесткой палубой
Используется на туристических катамаранах, для совершения длительных путешествий с использованием подвесного мотора, в этом случае, жесткая палуба прочно соединяется с основной алюминиевой рамой, при этом, рама не имеет свободного хода, что позволяет получить отменные ходовые качества при движении с навесным лодочным мотором.

Несомненным преимуществом такой конструкции является возможность размещения большого количества багажа на палубе, и удобство перемещения по ней в процессе путешествия.

Но, эта конструкция может использоваться только на реках, или водных объектах, не требующих преодоления сложных препятствий, использование жесткой палубы допустимо только на реках до третьей категории сложности.

Алюминиевая рама с мягкой палубой
Используется на всех типах катамаранов, в качестве мягкой палубы применяется плотная, водонепроницаемая ткань, которая натягивается и закрепляется между баллонами, что позволяет получить дополнительное место для размещения багажа и личных вещей.

Сама конструкция катамарана, при этом имеет необходимый запас свободного хода, что позволяет проходить любые, даже самые сложные участки горных рек.

Алюминиевая рама с сетчатой палубой
Применяется в основном на надувных парусных катамаранах, такая палуба позволяет избегать накапливания масы воды на палубе, кроме того, она имеет меньший вес по сравнению с палубой из плотной ткани.

Деревянная рама
Применяется в основном на туристических катамаранах, когда требуется минимизировать общий вес переносимого груза.

Деревянная рама делается на месте начала сплава из подручных материалов, в качестве которых выступают тонкие стволы хвойных деревьев, предварительно очищенные от коры и сучков, и прикрепляющиеся к баллонам при помощи специальной шнуровки.

Элементы деревянной рамы соединяются между собой при помощи вязок, – крепких веревок, или длинных отрезков ткани, кроме этого, в качестве вязок применяются и автомобильные камеры, предварительно разрезанные на длинные, узкие полоски.

При использовании катамаранов всех типов, необходимо наличие набора ремонтного комплекта, в который обязательно входит обезжиривающая жидкость, специальный клей, а также отрезки ткани, нитки и иголка, для ремонта обшивки.

Хранение надувных катамаранов
Хранение надувного катамарана имеющего внутренние баллоны и внешнюю обшивку достаточно ответственный процесс, ведь перед упаковкой катамарана для хранения, необходимо вытащить и тщательно просушить внутренние баллоны, упаковывать их следует только после исчезновения всей влаги, которая даже в небольших количествах может привести к загниванию материала и приведению внутренних баллонов в негодность.

Внешнюю обшивку, следует тщательно промыть водой, в том числе изнутри, так, как в процессе эксплуатации внутри внешней обшивки может оказаться песок, или мелкая галька, которые могут привести к истиранию оболочки.

После промывки, также, желательно просушить внешнюю обшивку, после чего ее следует аккуратно сложить в специальную упаковочную сумку.

С монобаллоными катамаранами процесс подготовки к длительному хранению гораздо проще, -для этого достаточно только вымыть внешнюю часть баллонов, и просушив, уложить в упаковочную сумку.

Хранить упакованный катамаран следует в сухом и темном месте, избегая воздействия прямых солнечных лучей, которые могут привести к выходу из строя баллонов, или внутренней оболочки катамарана.